Круглая кокетка крючком со схемами


МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

круглая  

ЧАСТЬ I.
(Материалы для повторения орфографии)

Правописание гласных в корнях слов не подчиняется какому-то одному правилу, а определяется системой правил, регулирующих написание:

1) безударных гласных:

• проверяемых,

• непроверяемых,

• в корнях с чередованиями;

2) ударных и безударных гласных:

• после шипящих,

• после ц,

• после приставки на согласный,

• обозначаемых буквой э.

Русская орфография – это система единообразных написаний, поэтому в большинстве случаев корни в однокоренных словах должны иметь одинаковый буквенный состав. Например, корень -сад- произносится в словах сад, садовник, садовод по-разному, но написание его единообразно, оно не зависит от произношения. Проверить безударную гласную в морфемах большинства русских слов можно по сильной позиции гласной фонемы.

Однако этот принцип нарушается в некоторых случаях, например:

– безударную гласную в корне слова заря невозможно проверить сильной позицией, т.к. под ударением в однокоренных словах оказывается то а, то о (зарево, зори);

– начальный звук [и] последовательно заменяется на [ы] после приставок на согласный звук (искать – изыскать), и это происходит как в слабых, так и в сильных позициях (изыскивать);

– исторически закрепились написания, противоречащие общему правилу (поровну, калач1), часто это происходило из-за того, что слова теряли семантические и словообразовательные связи с родственными словами;

– в русский язык вошло множество родственных слов из старославянского языка (старослав. глава – русск. голова, старослав. ладья – русск. лодка).

Проверяемые безударные гласные в корне слова

В соответствии с фонематическим принципом русской орфографии звук, находящийся в слабой позиции, на письме передается буквой, обозначающей фонему. А фонема, как известно, определяется по сильной позиции. То есть слабая позиция проверяется сильной. В школе предлагается вариант этого правила без опоры на понятие фонемы:

Для проверки безударной гласной в корне нужно изменить слово или подобрать родственное слово таким образом, чтобы на сомнительную гласную падало ударение.

Например: приблизительно – близкий, увязать – вязнуть.

Нужно учесть, что секрет написания часто кроется в происхождении слова. Слово может быть немотивированным в современном языке, но найти проверочное слово можно среди слов, которые являлись однокоренными в прошлые эпохи жизни языка. Поэтому для решения некоторых орфографических проблем необходимо знание реального происхождения слова в языке, его этимологии.

Например, в слове рябина в современном русском языке выделяется корень -рябин- и окончание , но произошло это слово от общеславянского корня, называющего бурый цвет, поэтому исторический корень в этом слове -ряб-, и в ряду родственных слов находим проверочные – рябь, рябчик.

Часто встречаются ошибки в написании слова обаятельный. Современный корень в нем -обая- (ср. обаяние). Однако исторически это слово мотивировно глаголом баять, который, как отмечено в словаре В.Даля, уже в середине XIX в. был диалектным. Современные синонимы этого слова – говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать.

Задание 1. Объясните написание слов, опираясь на их этимологию (для этого используйте этимологические словари русского языка); определите современный морфемный состав слов.

Воплотить, знакомый, мерцать; печаль, попечение, опекать; повесть, повествователь; извещение, починить, сочинить; притязания, распорядился, состязаться.

Задание 2. Перед вами список слов, проверка которых вызывает наибольшие затруднения, подберите к ним проверочные слова, проверьте себя по орфографическому словарю.

б_готворить

в_пиющий

д_вольно

загл_дение

загр_ждение

з_млетр_сение

исп_щренный

кл_енка

огр_ничение

ор_шение

оп_лчение

оскв_рненный

осн_стить

от_гощать

пов_сть

погл_щать

подч_нить

препод_вать

разгл_гольствовать

разд_ваться

расст_гнуть

благосл_вение

 

к_ричневый

нас_ждать

насл_ждаться

настр_чить

об_ятельный

обн_женный

обог_щать

объед_нение

расщ_пить

р_бина

снар_жение

сп_ртакиада

ст_жательство

cум_рки

уб_юкать

убл_жить

угн_тение

уд_вительно

укр_щение

уч_щенный

ч_рующий

шп_ргалка

 

! Необходимо запоминать группы однокоренных слов, в которых орфографической традицией закреплено разное написание корней:

-дет-: дети, детина, детвора, детеныш, детишки;

-дит-: дитя (дитё), дитятко, дитяти;

-сид-: сидеть (сидя), сиделка, сидение, сидячий, посиделки;

-сед-: седло, седлать, сесть, седок, восседать,заседать, наседать, приседать;

-вис-: виснуть, виселица, висеть, повисеть, свисать, зависать, нависать, обвисать, подвисать, провисать, висение, висячий, висюлька, отвисеться, перевисеть, провисеть.

-вес-: весы, весовой, весовщик, веский, весомый, весить, взвесить, вывеcить, вывеска, на весу, повесить, вывесить, подвесить, подвесной, навесить, навесной, отвесить.

Задание 3. Подумайте, каковы могут быть причины такого написания. Для выяснения причин используйте словообразовательные, морфемные и этимологические словари, а также навыки морфемного и словообразовательного анализа и собственную языковую интуицию.

! Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов, например: поласкать – полоскать, развиваться – развеваться.

Задание 4. Подберите к обоим словам каждой пары слов, содержащих корни-омофоны, проверочные слова. Выделите корни. Придумайте словосочетания с каждым из слов. Вставьте пропущенные буквы.

Слова, содержащие
корни-омофоны

Вспомогательный материал
и упражнения

благословить – прославлять

Благословить

1. Совершать обрядовое действо – знамение креста, произнося слова молитвы, призывающие Бога оказать покровительство или помощь кому-л. в новых жизненных обстоятельствах или в каком-л. важном, трудном деле.

2. Совершать обряд благословения (2). // Давать согласие, разрешение на брак.

3. перен. Разрешать, позволять сделать что-л.

4. перен. Напутствовать, желая удачи, благополучия.

5. устар. Выражать чувство признательности; благодарить. // Воздавать хвалу кому-л., чему-л.

вытеснить – вытиснить

Вытиснить

Производить тиснением, выдавливать на чем-л. рисунок, узор

долина – удаляться вд_леке, непод_леку, д_линушка, изд_ли, вд_ли, д_линный, изд_лека, од_ль, д_линка, поод_ль, д_льнейший, отд_ляться, уд_ление залезать – зализать   запевать – запивать  

нагромождение – громадный

взгром_здить, загром_здить, загром_ждение, нагром_здить, нагром_ждение, громоздкий; гром_дье, громада

облаченный –
облеченный –
обличенный

Облачать

Одевать в какую-л. одежду (обычно с оттенком торжественности или иронии). // Покрывать, окутывать собой

Облечь

Наделять, снабжать кого-л. (властью, полномочиями и т.п.)

Обличать

1. Высказывая правду, порицая, разоблачать (обман или какие-л. отрицательные явления)

2. Обнаруживать, показывать, раскрывать

обожать – обижать – обежать

 

оземь – озимь

Озимь

Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом

освещенный – освященный

 

отварить – отворить

 

покорять – покарать

 

поласкать – полоскать

 

привидение – приведение

 

примерять – примирять

 

пристежной – пристяжной

 

проживать круглая кокетка крючком со схемами – прожевать

 

развиваться – развеваться

разв_вающие игрушки, разв_ваются волосы, нав_вать кнут, разв_-вать память, разв_вается знамя, разв_ваю воображение, нав_вать воспоминания, разв_вать веревку, разв_ваются паруса (ленты), нав_вать сны, обв_вать ветром

раздражать – дрожать

дразнить (дразнит); продрогнуть (дрожь)

разредить – разрядить

разр_дить ружье, разр_дить аккумулятор, разр_женный воздух, прор_дить всходы, разр_дить обстановку, разр_дить эмоции, зар_-дил дождь, разр_дить ситуацию, разр_женный газ

расколоть – раскалять

 

скрепить – скрипеть

Скр_пя сердц_, скр_пучий голос, скр_пленный рукопожатием, скр_-пящие кр_пления

слезать – слизать

 

слепил – слипались

 

спешить – спиши

 

старожил – сторожил

 

увядать – увидать

 

угодить – угадать

 

украшать – укрощать

 

умалять – умолять

 

частота – чистота

 

щепать – щипать

щ_пать лучину, отщ_пнуть кусочек, больно ущ_пнуть, отщ_пенец, ощ_пать курицу, расщ_пленный пень, щ_пок, щ_пцы, выщ_пать ресницы

Задание 5. Распределите слова по группам на основании их родства, выделите современный корень и этимологический.

1. Ра или ро?

возр_жение

возр_дить

возр_зить

возр_ждение

вообр_зить

вр_жденный

зар_дить

зар_ждаться

изобр_зить

неотр_зимый

облагор_дить

обр_з

обр_зец

обр_зно

обр_зность

обр_зный

обр_зовать

обр_зцовый

обр_зчик

отр_жатель

отр_жательный

отр_жение

отр_зить

отр_ду

пор_дить

пор_жение

пор_зительный

пор_зить

пор_ждение

преобр_жение

преобр_зиться

привор_жить

прообр_з

р_зить

разр_зиться

р_динка

р_дители

р_дить

р_дник

р_ждаемость

р_ждаться

р_ждение

сообр_зить

сообр_зный

ср_зить

ср_ду

ур_диться

ур_жай

2. Све или свя?

высокопреосв_щенство

осв_тлить

осв_щение

осв_тить (дорогу)

посв_тить в рыцари

посв_щать в тайну

посв_щение в студенты

посв_щенное стихотворение

посв_щенный

пресв_той

просв_тительство

просв_тить

просв_тленный

просв_щение

просв_щенный

просв_щенческий

рассв_тать

св_тило

св_тильник

св_тлеть

св_тлица

св_тлый

св_тлячок

св_чение

св_тилище

св_той

св_тотатство

св_тыня

св_щенный

 

! Применяя общее правило о написании безударных гласных в корнях слов, необходимо учитывать, что проверять безударный гласный при помощи однокоренных глаголов с суффиксами -ива- (-ыва-) нельзя. Суффикс -ива- (-ыва-) вместе с переносом ударения и чередованием гласных в корне во многих глаголах является показателем глагольного вида. Например: взломать (сов. в.) – взламывать (несов. в.).

Задание 6. Прочитайте пары слов. Подберите подходящие проверочные слова для безударных корней. Выделите корни и суффикс -ива- (-ыва-).

выработать – вырабатывать

заготовлять – заготавливать

затопить – затапливать

заходить – захаживать

косить – скашивать

прополоть – пропалывать

протопить – протапливать

раздвоиться – раздваиваться

разбросать – разбрасывать

размолоть – размалывать

надоить – надаивать

облагородить – облагораживать

облокотиться – облокачиваться

опоздать – опаздывать

оспорить – оспаривать

откормить – откармливать

полоскать – споласкивать

проглотить – проглатывать

расколоть – раскалывать

раскроить – раскраивать

топтать – вытаптывать

удостоить – удостаивать

умолчать – умалчивать

успокоить – успокаивать

утоптать – утаптывать

 

! Некоторым словам с полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, появившимся в древнерусском языке, соответствуют родственные слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, вошедшими в русский язык из старославянского языка. Например: борода – брада, голова – глава. Такие слова – с сочетаниями -оро-, -оло- – нельзя проверять родственными словами с сочетаниями -ла-, -ра-.

Задание 7. Дополните приведенный ниже перечень слов. Подберите подходящие проверочные слова, где это возможно.

облако – оболочка

бразды – борозда

град – город

влачить – волочить

вран – ворон

власы – волосы

 

! Чаще всего не поддаются проверке гласные в корнях заимствованных слов. Но принцип единообразия написания морфем распространяется и на них: экзамен – экзаменатор. Однако в некоторых случаях мы можем наблюдать нарушения этого принципа:

 

экстрим – экстремальный,

теория – теоретический,

интеллект – интеллигент,

аккомпанемент – аккомпанировать,

абонемент – абонировать,

тренер – тренировать.

Задание 8. Подумайте, в чем причины такого написания приведенных выше слов. Для выполнения задания используйте словарь иностранных слов, этимологический и морфемный словари.

1 Слово калач общеславянское. Своим названием он обязан круглой «внешности». Образовано это слово суффиксальным способом от слова коло – ‘круг’. Поэтому ряд родственных слов таков: колесо, колобок, кольцо, около. Однако это факт истории языка, в современном языке уже нет слова коло, и семантическая связь с родственными словами утеряна.

Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва


Источник: http://rus.1september.ru/articles/2009/23/05



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Декупаж мебели своими руками салфетками, обоями, тканью, лаком, краской Двусторонний шарф вязать


Круглая кокетка крючком со схемами Круглая кокетка крючком со схемами Круглая кокетка крючком со схемами Круглая кокетка крючком со схемами Круглая кокетка крючком со схемами Круглая кокетка крючком со схемами


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ